/konsultacija_dlja_roditelej_malchiki_i_devochki.doc
Консультация для родителей
Чем отличаются мальчики и девочки?
К 3–4 годам ребенок усваивает свою половую принадлежность. Он знает, кто он – мальчик или девочка. Но он еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка».
Мы, взрослые, сознательно или бессознательно обучаем ребенка его половой роли. В соответствии общепринятыми традициями ориентируем его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. Мальчикам чаще, чем девочкам, прощаем проявление агрессивности и поощряем их активность, инициативность. От девочек ждем душевности, чувствительности и эмоциональности. Под руководством взрослых через подражание ребенок начинает учиться быть мальчиком или девочкой. Его позиция как мальчика (или девочки) обусловливает его ориентацию в выборе игр, интересов, мечтаний.
Ориентация ребенка на ценности своего пола прежде всего происходит в семье. Здесь многое определяют традиции. Так, мальчику, даже самому маленькому, обычно заявляют: «Не плачь, ты не девочка. Ты – мужчина». И тот учится сдерживать слезы. С ним солидаризируется отец, старший брат: «Мы – мужчины!» И тот учится сдерживать слезы, гордится, что он принадлежит к когорте мужчин. Девочку наставляют: «Не дерись. Не лазай по заборам и деревьям. Ты – девочка». И шалунье приходится обуздывать себя, ведь она – девочка.
В семье дети преимущественно подражают тем родным, которые являются представителями того же пола, что и сам ребенок, В малой семье ребенок ориентируется на родителей, причем, как правило, мальчики – на отца, а девочка – на мать. Мальчик свой выбор отца аргументирует тем, что он тоже мужчина и должен быть похож на мужчин. При этом он выражает восхищение именно мужскими достоинствами отца. Девочка свой выбор матери аргументирует тем, что она тоже женщина и должна быть похожа на женщин и выражает восхищение именно женскими достоинствами матери. В многодетных семьях дети выбирают для подражания также старших братьев или сестер (выбор опять определяет в большой мере пол самого ребенка).
В неполной семье отсутствие отца может повлиять на характер мальчика. Могут разиться черты покорности, беспечности, изнеженности. Аналогичные, но не столь крайние формы проявляются в семьях, где отец хоть и есть, но его роль второстепенна. Поэтому одинокой маме нужно позаботиться о том, чтобы мальчик имел возможность общения со взрослыми мужчинами: дедушкой, друзьями.
Образцы мужского и женского поведения входят в структуру самосознания ребенка, прежде всего через непосредственные проявления старшего поколения мужчин и женщин. Ребенок хочет ориентироваться на ценности своего пола. В первую очередь, однако, наш малыш обнаруживает различия между мужчиной и женщиной в одежде и манере себя вести.
В дошкольном возрасте происходит не только эмоциональная дифференциация интересов, но и действенное проникновение в специфику мужской и женской деятельности. Мальчики уже больше знают и умеют в сфере техники, а девочки – в сфере домашнего быта. Конечно, это происходит лучше, если сами взрослые помогают ребенку увидеть, что есть «мужчина», а что есть «женщина». Осознание ребенком своей половой принадлежности имеет определяющее значение для развития его личности. У ребенка формируется чувство тождественности с другими представителями своего пола и стремление поддержать «престиж» своего пола, подчеркивание мужской и женской своей сущности. Это чувство в ребенке надо непременно поддерживать, так как оно определяет полноценность развития его личности.
Несколько слов следует сказать и о поведении родителей в отношении сексуального развития детей. Как таковое, оно тесно связано у ребенка с развитием телесного образа или чувства тела. Повышенная чувствительность рецепторов кожи и слизистых, как и стремление к нежности, ласке, поцелуям, прижиманиям, общеизвестна. За всем этим не кроется никаких отклонений, скорее, наоборот, отсутствие подобных проявлений может указывать на недостаточно активно развивающееся чувство тела, что в свою очередь нередко обусловлено заторможенным эмоциональным развитием. Данная ситуация типична у чрезмерно серьезных принципиально-строгих и морализирующих родителей, которые часто стыдят и соблюдают эмоциональную дистанцию в отношениях с детьми. Тогда появляются напряженность, скованность, опасения выразить непосредственно свои чувства, нежность и ласку без того, чтобы не быть отвергнутыми и осужденными. Такое поведение родителей приводит к тому, что у ребенка не развиваются естественные положительные ощущения со стороны кожи и слизистых, без чего не возможно полноценное развитие чувства тела и полнота сексуальных чувств в дальнейшем.
Разумеется, бывают и другие крайности, но рассмотренный вариант встречается чаще. Некоторые родители панически боятся онанизма у детей и потому очень строги к ним. Но как раз тогда он чаще случается, поскольку восполняет недостаток нежности и ласки. К тому же ребенок, лишенный непосредственного выражения эмоций, склонен компенсировать их в своеобразной игре с гениталиями (половыми органами) перед сном. Усилие в этом случае строгости, чрезмерного контроля и наказаний только способствуют нарастанию возбудимости и вместе с ней потребности в разрядке, отреагировании, проявлением которой и будет онанизм. Как ни странно на первый взгляд, существует связь между онанизмом, особенно у девочек, и принуждением к еде, уговорами, угрозами, кормлением с ложечки «за маму, за папу» и т.д.
Неправильное половое воспитание приводит к тому, что дети дошкольного возраста даже не подозревают о различиях и физическом облике людей и не видят этих различий, когда смотрят на голеньких детишек.
Нередко дети настолько «защищены» семейным бесполым воспитанием, что не видят различий у обнаженных людей. Другая часть детей рано начинает фиксировать свое внимание и испытывать сильнейшее чувство стыда при виде обнаженного тела человека, Эти дети хихикают, демонстративно отворачиваются и закрывают глаза руками или, напротив, с любопытством взирают на обнаженного человека.
Проведенное специальное исследование показало, что в подавляющем большинстве случаев современные дети довольно рано (около 3-4 лет) усваивают характерные признаки тела мальчика и девочки. При этом многие дети усваивают и отношение взрослых к обнаженному телу, как к чему-то постыдному, чего нельзя обсуждать в разговорах. Сокрытие от малыша человеческого природного естества, а также стыдливое молчание в ответ на его естественную любознательность, связанную с половыми особенностями животных и человека, формирует в нем с малых лет нездоровые ориентации, нездоровый дух. Однако нельзя бросаться в противоположную крайность: фиксировать внимание ребенка на половых органах людей и животных и развивать чрезмерный интерес к половой сфере.
Отношение к обнаженному человеческому телу – результат влияния тех стереотипов поведения, которые существуют в семье ребенка и ближайшем окружении. При грамотном и умном нравственном руководстве со стороны взрослых у ребенка будет формироваться здоровое отношение к половым различиям. Дети задают родителям вопросы о различии полов, происхождении детей и т.д. Многие дети обсуждают эти вопросы между собой. Такое естественное любопытство к вопросам пола должно правильно удовлетворяться взрослыми. Поэтому полезно заранее формулировать ответы на возможные вопросы детей, отвечать спокойно, без эмоционального напряжения и чувства неловкости.
Половое воспитание является одной из наиболее сложных сторон общего нравственного воспитания ребенка. Современные родители должны бороться с бытующими предрассудками полового воспитания детей. Стереотипы предрассудков, сказанных с половым воспитанием, берут свои корни в христианской морали, в которой телесный «низ» является источником греха и порока. Взрослый должен серьезно относиться к этой проблеме нравственного воспитания личности. Родителям надо освободиться от чувства неловкости, понять, что стыдясь и страшась этой темы, они воспитывают такой же стыд, такой же страх у детей. «Рискованные» вопросы, особенно на первых порах, – такое же проявление любознательности, как и вопросы, не относящиеся к полу. Если родители будут иметь это в виду, то они смогут отвечать ребенку спокойно и ровно, без смущения и раздражения. Отрицательные эмоции взрослых в ответ на вопросы, связанные с полом, отталкивают ребенка и лишают его достоверных сведений, заставляют избегать вопросов вообще и кладут начало раннему отчуждению от родителей. Обсуждение с ребенком вопросов пола должно носить доверительный характер, но это не значит, что малышу нужно выложить весь свой запас сведений.
Некоторые правила для родителей, которые необходимо помнить!
1. Следите за гигиеной тела ребенка, в том числе половых органов.
2. Не перенасыщайте ребенка тонизирующей пищей (мясо, специи, сладости).
3. Надевайте малышу нижнее белье соответствующего размера, чтобы не допускать сдавливания половых органов.
4. Чрезмерные ласки являются стимулирующими. Не целуйте ребенка в губы.
5. Информация о различии полов должна даваться ребенку по мере проявления его интереса к этой теме.
6. Нельзя подавлять любознательность ребенка.